МЫ УЗНАЛИ

Ваш ребенок будет лучше учиться: как развить зрительно-моторную координацию

АВТОР: АУБАКИРОВА НУРЖАМАЛ ТАЛГАТОВНА

Ведущий врач педиатр, член ассоциации педиатров, автор курсов по прикорму, атопическому дерматиту, а также курса для мам и домашнего ухода за ребенком, клиника «Балдырган» (г. Нур-Султан).

Доказано: если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика - ему будет тяжелее адаптироваться в школе

Зрительно-моторная координация мгновенно связывает между собой работу глаз, мозга и тела и позволяет нам эффективно и действенно использовать руки в зависимости от того, что мы видим Результаты последних исследований показывают, что дети младшего возраста с лучшей зрительно-моторной координацией набирают более высокие баллы по базовым академическим навыкам чтения, письма и математики (согласно национальным академическим стандартам). Что касается развития, исследования показали, что целенаправленная игровая деятельность способствует значительному улучшению моторики и координации движений глаз и рук у детей в возрасте 4-6 лет. Эксклюзивно для X-LAB Оптинол Аубакирова Нурджамал Талгатовна, ведущий педиатр клиники Балдирган (Нур-Султан), открывает, как улучшить развитие зрения у детей, как зрительно-моторная координация помогает в профилактике глазных заболеваний и повышении успеваемости и когнитивных навыков у детей.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, всего в мире насчитывается 2,2 миллиарда человек, страдающих глазными заболеваниями, и по крайней мере для миллиарда из них заболевание можно было бы предотвратить. Именно поэтому ведущие специалисты в медицине, врачи общей практики, фармацевты и инженеры собрались в X-LAB Оптинол - экспертном исследовательском центре компании ЯДРАН - чтобы проанализировать последние исследования и, применяя целостный подход, поделиться с нами тем, как заботиться о здоровье глаз и почему это важно для всего нашего организма.

1. Что такое зрительно-моторная координация и как она помогает детям лучше учиться?

Зрительно-моторная координация – это способность использовать информацию, полученную при помощи глаз (зрительное восприятие пространства), для координации движений рук.

Современными исследованиями доказано: если ребенок идет в первый класс с недостаточно развитой мелкой моторикой (не умеет держать ручку, карандаш, обводить фигуру по контуру и т. д.), то ему будет тяжелее адаптироваться к учебному процессу. Поэтому развитию мелкой моторики, а также согласованных движений глаз и рук нужно уделять особое внимание на протяжении всего дошкольного периода.

Зрительно-моторная координация обеспечивает тесную связь мелкой моторики рук и зрительного восприятия. Если у ребенка есть нарушения зрения или мелкой моторики, то у него будет недостаточно развита и зрительно-моторная координация.

Если же у ребенка хорошо развита зрительно-моторная координация, то ему, наоборот, будет легко усваивать школьные знания и навыки, запоминать новое, формировать ассоциативные связи и получать удовольствие от процесса учебы.

2. Как формируются зрительные навыки в детстве и на что родители должны обращать внимание в первую очередь?

Скоординированность работы пары «глаз – рука» самостоятельно не формируется, родители должны помогать и способствовать ее развитию. Уже с самого своего рождения ребенок всё воспринимает, чувствует, видит. Родителям с самого рождения рекомендуется разговаривать с ребенком – он в ответ будет «гулить» и «агукать», повторяя за родителями движения губ. С двухмесячного возраста нужно показывать ребенку игрушки, чтобы он учился следить за ними глазами; и в этот же период необходимо начинать читать малышу книги, делать массаж пальчиков рук и ног. На четвертом месяце жизни у детей развивается хватательный рефлекс: ребенок будет пытаться схватить игрушки, начнет активно изучать свои кулачки, ножки, разглядывать их, засовывать в рот. С шестимесячного возраста ребенок начинает осваивать пространство, осязание в этот период сменяют ползание и ходьба. Также малыш будет стараться хватать, кидать и ощупывать предметы. Уже в возрасте года необходимо активно развивать мелкую моторику: лепить, строить, рисовать, класть и перекладывать предметы, рвать, резать. Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2-7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. В этот период ребенок может срисовывать, повторять действия, выкладывать, складывать, и задача родителей – способствовать этому через игру и постоянное внимание. Занятия с ребенком, развивающие зрительно-моторную координацию (выкладывать разные узоры из мозаики, собирать пазлы, рисовать по клеточкам, по трафаретам, по точкам, обводить предметы, срисовывать, собирать целое из частей и т. п.), должны быть систематическими (лучше ежедневными), но непродолжительными. Помните, что длительность непрерывной работы у ребенка в возрасте 5-7 лет может составлять не более 15 минут в день.

3. Как я узнаю, есть ли у моего ребенка проблемы со зрительно-моторной координацией?

У детей с нарушением зрительно-моторной координации наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них можно заметить отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений (проще говоря, неуклюжесть). Это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действий рук. Для таких детей характерны нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и тонуса различных групп мышц, также у них могут быть проблемы с письмом и способностью выполнять задания.

При наличии вышеперечисленных жалоб необходимо обязательно проконсультироваться с офтальмологом. Хочу обратить внимание родителей: уже в возрасте 6-ти месяцев ребенку нужно пройти первый профилактический осмотр у офтальмолога, а иногда, по показаниям, даже раньше.

4. Как я могу помочь своему ребенку улучшить зрительно-моторную координацию?

Родители обязательно должны выполнять с ребенком упражнения, направленные на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации, что в свою очередь будет способствовать развитию зрительного восприятия.

Лепка, рисование и другие виды творчества развивают мелкую моторику пальцев рук, но просто развитая моторика без координации со зрением будет малоэффективна! Копирование образцов (когда ребенок повторяет за родителем) помогает развивать именно координацию зрения и движения.

Всем детям нужно делать массаж рук, после 3-х лет хорошо подключать также самомассаж. Детям очень нравится массаж с помощью колючего мячика, к тому же это занятие легко превратить в игру. Для развития мелкой моторики рук можно использовать множество разных «тренажеров» (замочки, пуговицы, «нажималочки», шнуровки, «втыкалочки»). Их легко изготовить своими руками. Всем известны и любимые пальчиковые игры. Развитие пальцев и кистей рук достигается с помощью правильно организованных занятий: рисование, лепка, конструирование, нанизывание бусин на нить и т. д.

Работа по формированию зрительно-моторной координации у детей с 3-х лет должна начинаться с тренировки движений глаз. Ребенок учится взглядом повторять движения предметов по различным траекториям: вначале он следит за руками родителя, который держит предмет, затем начинает следить за предметами, которые движутся сами (насекомые, домашние питомцы, игрушки-подвески над кроваткой и т. п.). После формирования этого навыка необходимо учиться обводить пальцем контуры предметов, затем подключать рисование по контуру, пунктиру, точкам. Чтобы выработать у ребенка навык плавного движения ручкой, начинать тренировки нужно с обведения слабо прорисованных контуров предметов. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает учиться писать в прописях.

Такие упражнения с детьми должны быть ежедневными: они могут занимать всего 5-15 минут, но важно делать их регулярно. Реквизит для упражнений можно подобрать из подручных средств: например, выкладывать фигуры из палочек, камней, лепестков, обводить по контуру игрушки, кубики и др. Ваши занятия с ребенком не только помогут ему развить зрительно-моторную координацию, но и принесут вам обоим удовольствие от совместного взаимодействия и игры.

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

ЕСТЬ ЛИ У ВАС СИНДРОМ СУХОГО ГЛАЗА? УЗНАЙТЕ, КАК С ЭТИМ СПРАВИТЬСЯ

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

ИНФОГРАФИКА

ПОДРОБНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЛАЗА: 10 ФАКТОВ, КОТОРЫЕ ОБЪЯСНЯЮТ, ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ГЛАЗ

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ